Главная страница arrow Новости arrow 230 - летия со дня рождения А. А. Алябьева  
26.09.2017
Мы в соцсетях
FacebookInstaGramFlickr
230 - летия со дня рождения А. А. Алябьева
16.08.2017
     С  15 августа  2017  года  в зале сектора искусства  и  культуры  представлена  книжно  – иллюстративная  выставка  « О ком  вздыхает  лира?  Кому…  ты  посвятил  напев?» - к  230 - летию  со  дня  рождения  Александра Александровича Алябьева  (1787 – 1851),  русского композитора, пианиста, дирижёра.
      Алекса́ндр  Алекса́ндрович   Аля́бьев   родился   (4) 15 августа 1787 года  в  семействе дворян в Тобольске (в семье вице-губернатора Александра Васильевича Алябьева).
  А.А.Алябьев  русский композитор, основоположник национального лирического романса, музыкальной пушкинианы, камерно-инструментальной музыки, предвестник многих достижений русской композиторской школы. Наибольшую популярность приобрел как автор вокальных произведений. Он написал около 200 романсов, 6 опер, 20 музыкальных комедий, множество других музыкальных произведений. Среди лучших произведений Алябьева – романсы «Соловей» (1826) на слова А. А. Дельвига, «Зимняя дорога», «Два ворона» на стихи Пушкина, «Вечерний звон» на слова И. Козлова, «Нищая» на стихи П. Беранже в переводе Дмитрия Ленского.  Напевность, мелодичность стихотворений Вельтмана привлекала многих композиторов, в том числе одного из основоположников русской вокальной лирики. Кроме «Песни разбойников» им написана музыка на песни («Что-то ты, моя желанная…», «Кто это вдали…») из драмы Вельтмана «Ратибор Холмоградский» и популярный романс «Не для меня придет весна…».  На его же стихи композитором созданы романсы «Тайная скорбь (Туманен образ твой…)»,  посвященный сестре Алябьева, Н.А. Исленьевой, и «Тайна» из цикла «Шесть романсов», посвященного будущей  жене  композитора, Е.А. Офросимовой (урожденной Римской-Корсаковой). Выбор последнего стихотворения явно не случаен: первые и последние слова каждой строфы его составляют фразу «Я вас люблю».
         В последние годы своей жизни (1830-40-е гг.) Алябьев имел возможность бывать в Москве. Близкое  общение с Вельтманом способствовало более активному творческому сотрудничеству поэта и композитора, уже не ограниченному лишь вокальной лирикой. Они работают над созданием опер «Волшебная ночь» по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь» и «Аммалат-бек» по повести А. Бестужева-Марлинского. Написанное Вельтманом либретто «Волшебной ночи» было опубликовано в альманахе «Литературный вечер» (1844), но постановка оперы так и не была осуществлена. Из музыкальных номеров сохранились лишь отдельные сцены двух первых действий. Не увидела сцены и последняя опера Алябьева «Аммалат-бек», партитура которой, к сожалению, утеряна. С большим успехом отрывки из нее (увертюра, вокальное трио и заключительный хор) были исполнены в 1847 г. Позднее на то же либретто Вельтмана «Аммалат-бек»  написал музыку Н.Я. Афанасьев и премьера его оперы состоялась в 1870 г.
    Умер композитор в  Москве  22 февраля  1851 года, похоронен  в Симоновом  монастыре  в  усыпальнице  Алябьевых.
     На выставке представлены книги, справочная литература о жизни и творчестве  композитора.
 
< Пред.   След. >
EnglishKyrgyzRussian