Главная страница arrow О библиотеке  
27.03.2017
Методические пособия
20.01.2011
За период с 2008 по 2010 гг в отделе научно-методической работы НБ КР подготовлены 10 сборников – пособий для библиотечных работников с целью повышения их квалификации. Сборники включают в себя материалы об инновационных формах и методах работы библиотек ближнего и дальнего зарубежья, общедоступных библиотек Кыргызстана, рекомендации, положения и др.
Подготовлены сборники по следующим темам:

1. 65 лет Победы
Методико-рекомендательное и информационное пособие содержит материалы по организации работы к 65-летию ВОВ в общедоступных библиотеках КР:
- Улуу Ата Мекендик согушка 65-жыл
- «Мы помним годы боевые...» Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения... (Материалы к проведению семинарских занятий в общедоступных библиотеках
- Приложение 1. Положение о проведении областного смотра-конкурса мероприятий, посвященных проводам в армию по двум номинациям
- Приложение 2. Примерное Положение о проведении регионального смотра- конкурса на звание «Лучшая библиотека», посвященного 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
- Приложение 3. Положение о проведении конкурса юных литераторов «Живи и помни», посвященного 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
- Приложение 4. Опыт РФ Программа «Гражданское становление и патриотическое воспитание подрастающего поколения»
- Приложение 5. «Эркиндик сагабы», сценарий

2. Чынгыз Торекулович Айтматов и общедоступные (публичные) библиотеки Кыргызстана
Методическое пособие содержит материалы для организации работы по проведению конференций, семинаров, круглых столов, литературных вечеров, викторин, конкурсов и т.д. по произведениям Ч. Т. Айтматова. В сборнике содержится информация о жизни и творчестве писателя, а также о его общественной и дипломатической деятельности как посла Кыргызстана. В сборнике приведены высказывания Ч. Т. Айтматова о литературе, культуре и т.д., высказывания известных писателей, поэтов, общественных деятелей о творчестве Ч. Т. Айтматова, проект конкурса, макет сценария. Содержание:
- Чынгыз Айтматов и молодежь
- Материалы Конкурса «Восприятие мира айтматовской книги»
- Заманыбыздын залкар суроткери
- Жизнь и творчество Ч. Айтматова. (Информация для проведения конференций, семинарских занятий и других мероприятий
- Высказывания Ч. Т. Айтматова
- Высказывания писателей, ученых о творчестве Айтматова
- Страницы истории библиотеки Айтматовской книги
- Приложение 1: Мир героев Чынгыза Айтматова (макет сценария)
- Приложение 2 Комплекс мероприятий Ошской областной библиотеки к Году Ч. Т. Айтматова
3. Библиотеки – центры (Информационно-методическое пособие)
Информационно - методическое пособие охватывает основные формы, типы и виды организации деятельности современных библиотек, функционирующих как центры, медиатеки, модельные сельские библиотеки и т.п. с целью ознакомления и использования работниками общедоступных библиотек КР инновационных форм библиотечно – информационной деятельности. Содержится информация о следующих библиотечных центрах:
1.Информационные, образовательные, обучающие центры
1. Центр правовой информации
2. Центр социальной и правовой информации
3. Центр правовой и экономической информации
П.Информационно-краеведческие, образовательные, обучающие и культурно-досуговые центры
4. Музейно-информационный центр
5. Информационно – краеведческий центр
Ш.Специализированные информационно-образовательные, обучающие, культурно-досуговые центры
6. Библиотека семейного чтения
7. Медиатека – информационный центр новой формации
8. Библиотека – центр чтения
9. Центр экологической информации
10. Этнический историко-культурный центр
1У. Информационные, образовательные, обучающие и культурно-досуговые центры
11. Модельная сельская библиотека
12. Образовательно-культурный центр
13. Молодежный Информационный Ресурсный центр
14. Информационно-ресурсный центр
15. Интернет-центр (Ош обл)
16. Центр «Информация для развития» (РБДЮ)
У.Обучающие центры для библиотечных работников
17. Тренинг- центр для повышения квалификации библиотечных кадров
18. Методический тренинг – центр на базе библиотеки
19. Бишкекский Центр по переподготовке и повышению квалификации библиотекарей при БГУ
У1. Методико-консультационные образовательные и обучающие центры
20. Областные, центральные региональные библиотеки – методико-консультационные и ресурсные центры для сельских и городских библиотек своего региона
Приложение 1. Положение о библиотечном центре правовой информации НБ КР
Приложение 2. Положение о модельной сельской библиотеке
Приложение 3. Положение о музее истории общедоступной библиотеки
Приложение 4. Положение о библиотеке – литературном музее
Приложение 5. Положение об информационном краеведческом центре
Приложение 6. Положение о Библиотеке семейного чтения
Приложение 7. Положение об образовательно-культурном центре
Приложение 8. Положение о центре (библиотеке) экологической информации
Приложение 9 Положение о медиатеке
Приложение 10 Положение «Областные, центральные региональные библиотеки – методико-консультационные и ресурсные центры для сельских и городских библиотек своего региона»

4. Гендерная политика и общедоступные библиотеки Кыргызской Республики
Библиотека как центр жизнедеятельности местного сообщества призвана принимать активное участие в формировании региональной гендерной политики, разработке ключевых аспектов ее реализации.
Информационно-методическое пособие содержит материалы, направленные на повышение квалификации библиотечных работников в области работы с пользователями по вопросам гендерной политики в таких сферах жизнедеятельности, как гендерная политика и молодое поколение, гендер и религия, гендер и экология, проблемы насилия в отношении женщин и детей в Кыргызстане, защиты прав молодежи Кыргызстана:
- Китепканачыга гендер жонундо эмне билим терек (семинардык сабактарга материалдар)
- Молодежь и гендерная политики (Материалы для семинарских занятий
- Работа общедоступных библиотек по вопросам гендерной политики в КР.
- Приложение 1. Семинар-тренинг по теме: «Современное понимание гендерной проблемы»
- Приложение 2 Семинар-тренинг «Лицо политики. Механизм вовлечения женщин во власть»
- Приложение 3. Материалы к проведению конференции на тему «Гендер и религия»
- Приложение 4. Семинарское занятие по теме: «Гендер и экология»
- Приложение 5. Круглый стол по теме: «Можно ли говорить о надежности гендерной защиты в области насилия над женщинами и детьми в Кыргызстане
- Приложение 6. Проблемы насилия над детьми и защита прав подрастающего поколения. Из опыта работы общедоступных библиотек
- Приложение 7. Семинар-тренинг «Как достичь гендерного равенства. Проблемы насилия в семье и пути их решения в Кыргызстане
- Приложение 8.Деловая игра «Портрет «среднестатистической» женщина и её права»
- Приложение 9. Деловая игра «Проблемы семейного насилия над женщиной и детьми,
их истоки и последствия»

5. Здоровый образ жизни
Методико-рекомендательное и информационное пособие содержит материалы, направленные на повышение квалификации библиотечных работников в области работы по проблемам здорового образа жизни..
В сборнике представлены материалы, освещающие особенности и специфику работы по здоровому образу жизни: материалы к семинарским занятиям, планы проведения различных мероприятий, опыт работы общедоступных библиотек КР:
- Кыргыздардын ден-соолукту чыңдоодогу туризм жана спорт боюнча иш-чаралар
- Здоровый образ жизни и молодежь. (Информация для проведения семинарских занятий. Опыт работы библиотек КР)
- ХХ1 – кылымдын тумоосу
- Приложение 1.Мы за здоровый образ жизни. (Рекомендации к проведению мероприятий по ЗОЖ)
- Приложение 2.Опыт работы органов исполнительной власти РФ по противодействию аркомании и пропаганде здорового образа жизни
- Приложение 3. Материалы к проведению семинарского занятия по теме «Молодежь: здоровый образ жизни и экология»

6. Сельские общедоступные библиотеки КР на современном этапе (Информационное –методико-рекомендательное пособие)
Информационное методико-рекомендательное пособие охватывает все основные аспекты деятельности сельских общедоступных библиотек КР, в том числе, инновационную деятельность сельских библиотек, которая выражается в создании модельных библиотек, центров на базе библиотек:
- Состояние сельских библиотек Кыргызстана на современном этапе (Материалы для семинарских занятий)
- Основные проблемы сельских библиотек и пути их решения
- Информационное развитие сельских библиотек
Приложение 1. Проект целевой программы развития сельских библиотек до 2015 года.
Приложение 2. Паспорт проекта целевой программы развития сельских библиотек до 2015 года.
Приложение 3 Проект программы мероприятий по реализации целевой программы развития сельских библиотек до 2015 года.
Приложение 4. Сельские библиотеки Брянской области. Опыт библиотек РФ.
Приложение 4. Чувашские сельские модельные библиотеки. Опыт библиотек РФ
Приложение 5. Перечень обязательных услуг сельской библиотеки
Приложение 6. Конкурс-смотр на звание «Лучшая сельская библиотека»

7. Библиотечный имидж (Информационное и методико-рекомендательное пособие)
Информационно-методическое пособие содержит материалы, направленные на повышение квалификации библиотечных работников в области работы с пользователями по вопросам имиджа библиотек, библиотечных работников, раскрывается содержание понятия библиотечного имиджа, особенности профессионального и корпоративного имиджа с изложением методических разработок по теме на кыргызском и русском языках:
- Современный имидж библиотеки. Материалы для проведения семинарских занятий
-- Три основные концепции и три основные составляющие библиотечного имиджа. Материалы к семинарским занятиям
- Профессиональный имидж (материалы для проведения семинарских занятий)
- Корпоративный имидж (материалы для проведения семинарских занятий)
- Формирование имиджа библиотечной профессии (Материалы к семинарскому занятию).
- Роль общедоступных библиотек КР в формировании современного имиджа библиотеки
- Приложение 1. Модель (образец) имиджа человека. Семинар-тренинг
- Приложение 2. «Круглый стол» по теме: «Библиотечный имидж. Друг или враг библиотеки и библиотекаря»

8. Инновационная деятельность общедоступных библиотек КР (методико-рекомендательное пособие)
Информационное методико-рекомендательное пособие охватывает все аспекты инновационной деятельности как инструмента развития общедоступных библиотек КР, в том числе, инновационную деятельность общедоступных библиотек, которая выражается в создании модельных библиотек, медиатек, Интернет Центров, культурно-досуговых центров на базе библиотек, виртуальных форм обслуживания пользователей и т.д.
В пособии приводится опыт инновационной деятельности общедоступных библиотек Кыргызстана, Белгородской государственной универсальной научной библиотеки РФ, примерный план и программа семинарских занятий по данной теме:
- Теоретические аспекты инновационного развития библиотек (Материалы для семинарских занятий)
- Роль библиотечных работников в инновационной деятельности библиотек (Материалы для семинарских занятий)
- Опыт инновационной работы общедоступных библиотек Кыргызской Республики
- Приложение 1 Положение о порядке выявления, изучения, обобщения и распространения инноваций и передового опыта в общедоступных библиотеках
- Приложение 2 Опыт инновационной деятельности Белгородской государственной универсальной научной библиотеки
- Приложение 3 Примерный план семинарских занятий «Библиотечная инноватика»
- Приложение 4 Программа семинара «Инновационная политика в управлении
библиотекой»
- Приложение 5 Новые технологии в деятельности библиотек
- Приложение 6 Тенденции библиографических сервисов библиотек.
Виртуальная справочная служба библиотек.
- Приложение 7 Новации в области создания нового типа библиотек – медиатеки
- Приложение 8 Новации в работе Интернет Центра Ошской областной библиотеки
- Приложение 9 Инновационные формы работы библиотечно-информационного
центра индивидуального сервиса «Забота» Ошской областной библиотеки

9. Работа общедоступных библиотек Кыргызской Республики с подрастающим поколением
Общедоступные библиотеки КР ежегодно посещают свыше 750 тысяч читателей детского и юношеского возраста, что составляет свыше 76 % от общего числа пользователей. Это дает основание говорить о достаточно большом влиянии общедоступных библиотек на формирование личности подрастающего поколения Кыргызстана.
Пособие содержит материалы, направленные на повышение квалификации библиотечных работников в области работы с подрастающим поколением (детьми до 15 лет и молодежью от 15 лет до 21 года).
В сборнике представлены материалы для проведения семинарских занятий по вопросам работы с подрастающим поколением с целью привлечения их внимания к традиционным путям получения информации, а также два сценария на кыргызском языке Жаратылыш жан дуйном. Тоолордо менин журогум. Тоолор деп ырдап журомун, представленных ОБ Жалал-Абада:
- Подрастающее поколение – главные читатели общедоступных библиотек (Рекомендации к семинарским занятиям)
- Библиотечное обслуживание подрастающего поколения в КР (Информация к семинарским занятиям)
- Опыт работы с молодежью в библиотеках КРРабота библиотекарей с молодым поколением. Опыт работы публичных библиотек РФ
- Приложение 1. Сценарии: Жаратылыш жан дуйном. Тоолордо менин журогум. Тоолор деп ырдап журомун
- Приложение 2. Работа общедоступных библиотек с читателями дошкольного возраста по программе «Наши любимые книги»
- Приложение 3. Летнее чтение детей
- Приложение 4. Работа библиотек по программам летнего отдыха и летнего чтения детей городов
- Приложение 5. Краеведение и молодое поколение
- Приложение 6. Программа по развитию художественно-творческих способностей детей в условиях общедоступных библиотек
- Приложение 7. Клубная деятельность общедоступной библиотеки с подрастающим поколением
- Приложение 8. Проект «Неделя детской книги»

10. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих государственных общедоступных (публичных) библиотек Кыргызской Республики.
Социально – экономические изменения в обществе вызвали коренные изменения в системе регулирования трудовых отношений, организации труда и регламентации трудовой деятельности работников библиотечной сферы.
Использование современных технологий на базе компьютерной техники, новых и традиционных форм и методов работы, усиление социальной ориентации работников обусловили эволюцию библиотечной - информационной деятельности в направлении разнообразия и множественности форм предоставления услуг, развитие коллективно-договорных отношений.
Являясь нормативным документов, данный квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих обеспечивает преемственность с ранее действовавшим.
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих подготовлен для применения в государственных общедоступных (публичных) библиотеках КР, а также библиотеках иных форм собственности и организационно-правовых форм.
Настоящий Квалификационный справочник призван обеспечить оптимальность подбора, расстановки и использования кадров, рациональное разделение труда, создание действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности на основе четкой регламентации трудовой деятельности работников библиотек в современных условиях.
Настоящий квалификационный справочник состоит из ранее действовавших и вновь введенных квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и других служащих библиотечной сферы.
В ранее действовавшие квалификационные характеристики внесены изменения и дополнения в связи с осуществляемыми преобразованиями в республике и с учетом практики применения квалификационных характеристик
Новые квалификационные характеристики введены в связи с использованием новых технологий, форм и методов работы.
В квалификационных характеристиках проведена унификация нормативов регламентации труда работников для обеспечения единого подхода к подбору персонала соответствующей квалификации и соблюдения единых принципов тарификации работ, основанных на их сложности,
Справочник содержит квалификационные характеристики по должностям руководителей, специалистов и других служащих, сгруппированных в разделы по видам их деятельности:
- Руководители библиотеки и ее подразделений;
- Главные специалисты. Специалисты с высшим образованием высшей квалификационной категории;
- Специалисты и служащие с высшим и средним специальным образованием;
- Специалисты бухучета и анализа.
- Специалисты технических служб.
Отнесение должностей в соответствующие разделы осуществляется в зависимости от характера выполняемых работ, составляющих содержание труда работника (организационно-административные, аналитико-конструктивные, информационно-технические).
Квалификационные характеристики каждой из должностей состоят их трех разделов:
- «Квалификационные требования» (образование, стаж работы);
- «Должен знать»;
- «Функциональные обязанности».
Раздел «Квалификационные требования» (образование, стаж работы) позволяет определить уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения возложенных на него обязанностей и требуемый стаж работы.
Раздел «Должен знать» содержит основные требования, предъявляемые работнику относительно специальных знаний, а также знаний нормативных и правовых актов, методов и средств, необходимых при выполнении должностных обязанностей.
Раздел «Функциональные обязанности» содержит перечень основных видов работ, которые могут быть поручены, специалисту, занимающему данную должность.
На основе квалификационных характеристик разрабатываются Положения о структурных подразделениях, Должностные инструкции работников, закрепляющих обязанности исполнителей, их права и функциональные обязанности.
Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям Квалификационных характеристик определяются аттестационной комиссией.
Работники, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие практическим опытом и качественно выполняющие возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии могут быть назначены на соответствующие должности.
В настоящее время тарифно-квалификационные требования носят рекомендательный характер.
В сборнике «Повышение квалификации библиотечных работников-2010» помещен материал, посвященный Году Курманджан Датки:

Туулган күнүнүн 200 жылдыгына карата

Тарыхта саясий ишмер, атактуу инсан деген ат менен аз эмес аялдар кезигет. Кыргыз элинин тарыхында мындай легендарлуу инсандар жок эмес. Бул Курманжан датка Маматбай кызы (1811-1907жж.) аялдардын укугун коргоодо жана алардын кызыкчылыгын көздөөдө, мусулман мамлекетинин шарттарында аялдардын арасынан чыккан биринчи жана жалгыз башкаруучу болгон. Ал жөнүндө орустун окумуштуу саякатчысы А.Ф.Костенко мындай деп жазган: «Ал акылдуу жана демөөрчү аял. …». Ал замандаштарынын арасында чоң урмат сыйга ээ болгон.
Курманжан датканы жакын билген изилдөөчү И.П. Ювачев мындай деп белгилеп өткөн «өзүнүн кызыл тилдүүлүгүнөн дипломатиялык жөндөмдүүлүк жана чоң акылдуулугун көргөздү, карылыгына карабастан, анын көзүндө тирүү от сакталса, ал эми башка кыргыздардан айырмаланып өзгөчө мээримдүүлүк сакталып калган».
Е. Марков өзүнүн очерктеринде Курманжан жөнүндө мындай деп мүнөздөгөн: «Датка Кокон хандыгынын мезгилинде көз карандысыз кожоюн болгон».
Курманжандын күчтүү эрки жана мүнөзү жаш кезинде эле байкалган. Ошол мезгилде бала эле болгон, бирок байдын уулу Кулысад Яровго кудалап коюшкан. Ал өзүнүн жарын үйлөнгөн күнү гана көргөн, болгону 18 жашка гана толгон эле жана ата-энесини тандап берген күйөсүнө нааразы болгон. Кыз күйөөгө чыгуудан такыр эле баш тарткан, мындай ишке баруу эч мүмкүн эмес эле. Бул көрүнүш ошол мезгилде аялдар үчүн чечкиндүү чечим эле жана аны кулдук абалга чакырууну ачык протеске алып чыккан.
1832-жылы Курманжан Алымбек даткага күйөөгө чыгат, Андижанды башкарып туруу бул Кокон хандыгына чоң таасир этип турган. И.П. Ювачевдин статьясында «Курманжан датка – Кара-Кыргыздын Алай ханышасы», деп 1907 жылы жарыяланган. «Историческом вестнике» ал жөнүндө: «Алымбек даткага деми күчтүү жана акылдуу Курманжан жакты, Курманжан аны менен 29 жыл жашады, ушул мезгилдин ичинде ал демине дем кошуп, күчтүү жардамчы болгон».
Курманжан күйөөсү өлгөндөн кийин өзүнүн сыпаты жана авторитети менен Гүлчө менен Алайдын башкаруучусу болуп калганга жетишкен, анда болгону тогуз миңге жакын кыргыздар жашаган. Бухар эмиринин колдоосу менен Кокондун ханы Худояр ага «датка» деген наам берген, көптөгөн белек бечкектер менен жабдууларды тартуулаган. Курманжан датка авторитети жана атагынан пайдаланган. Аны менен Кокон хандыгы жана башка коңшу мамлекеттердин жетекчилери эсептешип турган. Изилдөөчүлөрдүн айтымында ал Кокон хандыгына келгенде аны кадырлап тосушкан, ал эми Бухардын эмири жана Кашкардын беги бир жылда бир жолу баалуу белектер менен өздөрүнүн элчилерин жиберип турушкан. Курманжанды Россия өкмөтүнүн падышасы да таанып билген. Россиянын императору ага эки жолу өзүнүн көңүлүн бурган: биринчисинде ал баалуу таштар менен кымбат перстень, экинчисинде – бриллиант менен басылырган алтын саат белекке тартуулаган.
Генерал-майор М.Д.Скобелев, падышалыктын чоң өкүлү Курманжан датканы өңүнөн көрүп, аны жылуу кабыл алып аябай сыйлап, парча халат белек тартуулап «Алай ханышасы» деп атаган.
Кыргыз элинин тарыхында, ошондой эле Чыгыш элдеринин кайсынысы болбосун, аялдар жарым жартылай арабдардын ахыбалында болушуп, эч кандай граждандык, саясий укукка ээ болбой турган кезде, Курманжан датка эң биринчилерден болуп ушундай бийиктикке жетишкен.

Последнее обновление ( 18.04.2011 )
 
EnglishKyrgyzRussian