Главная страница arrow Кыргызстан. Дни. Люди. События arrow Молдо Кылыч  
25.03.2017
Молдо Кылыч
04.02.2011

25 января 1866 года родился выдающийся акын-письменник Молдо Кылыч.

 

 


 

 

Молдо Кылыч (Шамырканов) – один из видных акынов-письменников конца XIX – начала XX в., внесший ценный вклад в процесс перехода кыргызского словесного искусства от изустной поэзии к письменной. Творчество поэта в свое время было несправедливо отвергнуто, его считали типичным представителем «заманистов», проповедником панисламизма и пантюркизма.

Кылыч родился в селении Кочкор. Его отец Шамыркан принадлежал к крупным манапам. Кылыч рано осиротел и уже в детстве испытал нужду. Он получил религиозное образование в духовной школе-медресе. Учительство стало основным источником существования многодетной семьи Кылыча. Время от времени за вознаграждение он занимался переписыванием бумаг и писем. Любовь к поэзии у Кылыча проявилась в детстве. Еще учась в мусульманской школе, кроме догм ислама, Кылыч познакомился с произведениями восточной поэзии таких поэтов, как Фирдоуси, Навои, Абай, Тукай и др.

Творческую деятельность он начал как акын-импровизатор, а затем стал записывать свои песни. Его произведения пользовались большой популярностью. Впоследствии Кылыча стали называть Молдо Кылыч, т.к. прозвище «молдо» в дореволюционного время означало не только «мулла», но и указывало на грамотность, образованность человека.

В фондах АН Кыргызстана насчитывалось 28 наименований произведений Кылыча. Из них в настоящее время сохранилось лишь десять. Стихотворения и поэмы Кылыча издавались на кыргызском языке в 1911 г. в Казани, в 1927 г. в Москве, в 1964 г. во Фрунзе, в русском переводе отрывками напечатаны в «Антологии киргизской поэзии» (М., 1957).

Автор первых печатных книг на кыргызском языке с точностью живописца красочно и с любовью описывал природу родного края в поэмах «Сказание о Чуйской долине», «Бесноватая река», «Ала-Тоо».

В интереснейших сатирических поэмах «Пир беркута», «Будайык» автор в аллегорической форме изобразил представителей различных социальных слоев, положив в основу рассмотрения экономическое неравенство.

Поэт обличает жестокое, бесчеловечное отношение к женщине в семье и обществе, бичует карьеризм, зазнайство, скупость и т.д. Эта тема раскрывается в поэме «Парень и девушка» и в стихотворении «Обманщик».

Молдо Кылыч часто обращается к Богу. Единственное основание добродетели в мире, по мнению акына, заключено в Аллахе. Он – высшая нравственная инстанция в мире. Молдо Кылыч стремится к тому, чтобы Бог стал достоянием каждой души.

Поэмы «Эпоха скорби» («Зар заман») и «Сказ о землетрясении» («Кысса-и-зилзаля») характеризовались как реакционные произведения поэта. Молдо Кылыча обвиняли  в мистицизме, в предсказании скорого крушения мироздания. Но предсказание фатального исхода выступает в поэзии акына как предупреждение, заставляющее глубже осмыслить происходящее. Он брал на вооружение гуманистические принципы и нормы, и с этой позиции критиковал действительность, в которой жил сам.

 

Представление о поэме «Зар Заман» дает отрывок  в подстрочном переводе Т. Саманчина, предлагаемый ниже:

Бысмылла – начало всякой речи,

А дальше слова сами польются.

Если я правильно скажу,

То речи мои не коснутся земли.

 

Взгляни на нынешнее время,

Подумай и разберись в нем.

Спроси потихоньку

Даже трех-четырех летнего ребенка, –

Он не выдаст тайну

Своего отца – преступника.

Воровское время настало,

Слова стали лживыми.

И знатным и не знатным людям

Преступные дела стали по душе.

Братья скрывают

Друг от друга дела свои.

Скота у народа мало,

Зато у купцов монеты много.

Год от года лето становиться знойным,

Знатные из знатных

Безбожно обдирают народ.

Бедные плачут.

 

МОЛДО Кылыч. Сказание о Чуйской долине; Пир беркута // Антология киргизской поэзии. – М.: Гос. изд. худ. лит., 1957. – С. 143–149; Зар заман / Предисл. Э. Ибраимовой, публ. Г. Данияровой // Лит. Кыргызстан. – 1990. - №7. – С. 3-11.

В ЦК компартии Киргизии: / Излож. постановления о творч. наследии Молдо Кылыча (Шамырканова) и Касыма Тыныстанова // Сов. Киргизия. – 1989. – 4 янв.; Веч. Фрунзе. – 1989. – 5 янв.; История киргизской советской литературы. – М.: Наука, 1970. – 542 с. – Из содерж.: / О Кылыче Шамырканове/. – С. 54–59; ЭРКЕБАЕВ А. Требует правда истории // Сов. Киргизия. – 1988. – 6 окт.; ЭРКЕБАЕВ А. Возвращая наследие // Вопр. лит. – 1989. - №10. – С. 8–13; ДОНОНБАЕВ А. Можно ли восстановить связь времен? // Лит. Кыргызстан. – 1990. - №8. – С. 124–127; ДОНОНБАЕВ А. В. культуре – память народа // Сов. Киргизия. – 1990. – 13 июня.

Последнее обновление ( 17.03.2011 )
 
< Пред.   След. >