Главная страница arrow Кыргызстан. Дни. Люди. События arrow "Ажал Ордуна"  
27.03.2017
"Ажал Ордуна"
28.02.2013
75 лет назад, 26 марта 1938 г. в культурной жизни республики произошло важное событие. В этот день на сцене Киргизского музыкального театра состоялась премьера музыкальной драмы «Аджал ордуна» («Не смерть, а жизнь»). Спектакль создавался совместно русскими и кыргызскими деятелями искусств – либретто Дж. Турусбекова, композиторы В. А. Власов, А. Малдыбаев, В. Г. Фере, балетмейстер А. Лукин, художник А. Штоффер, режиссеры А. Куттубаев и В. Васильев, хормейстер К. Меркулов, дирижер Целиковский. Первыми исполнителями главных ролей были А. Боталиев, А. Малдыбаев, А. Куттубаева. Постановка драмы, ставшая значительным событием в культурной жизни республики, положила начало истории национального музыкального театра.
С событиями тех лет знакомят яркие воспоминания композитора Владимира Александровича Власова: «Работа с поэтом Ю. Турусбековым была нелегкая. Он написал огромное, почти на две оперы либретто и на большие сокращения реагировал болезненно. Да и, несмотря на эти сокращения, спектакль получился довольно громоздким, кончался чуть ли не в двенадцать часов, но ни один человек не уходил до окончания спектакля».
В «Аджал ордуна» действие происходит в 1916 г. в Киргизии. Царское правительство издает приказ о мобилизации. В ответ вспыхивает народное восстание. Оружия не хватает, восстание подавлено. Кыргызская земля обагрилась кровью ее сыновей. Народ уходит далеко через горы, в Китай. Но на чужбине кыргызы встретили лишь горе и нужду. Лишь Октябрьская революция освободила многострадальный народ. Кыргызы возвращаются на свою, советскую землю.
Почти все взрослое население Киргизии, смотревшее спектакль «Аджал ордуна», пережило страшный 1916 год и рабскую жизнь в Китае. Да и младшее поколение артистов хорошо помнило жизнь на чужбине. Вот почему игра актеров и восприятие публики в этом спектакле были совершенно особые.
… За мешок муки продается в Китае девушка Зулайка (А. Куттубаева), ее прощание с родителями (Плач Зулайки) все слушали с глубочайшим волнением. Прекрасный образ мудрого аксакала Бектура – «совести народа» – с большой эмоциональной силой и неподдельной простотой создал К. Ешимбеков. Но самая сильная, трагическая сцена – уход киргизов с родной земли, прощание с любимым озером. Хор и все солисты, обращаясь к Иссык-Кулю, поют прощальную песнь. Большой хор безукоризненно пел трудный музыкальный эпизод, обращаясь к озеру (великолепно изображенному художником) и стоя спиной к публике и дирижеру. Столь же сильна была реакция публики в финальной сцене: цветущая долина Иссык-Куля, встреча с родной землей; заключительная песня о Ленине воспринималась как символ победы, одержанной в тяжелой борьбе.
Музыка «Аджал ордуна» более развитая, законченная, более цельная, чем «Алтын кыз». Мы уже не боялись сложных арий, речитативов, многоголосых хоров, симфонических эпизодов.
«Аджал ордуна» – это уже почти оперный спектакль, разговорного текста в нем было совсем немного. Вот почему мы спокойно взялись за третий спектакль – полноценную, большую эпическую оперу «Айчурек». «Аджал ордуна» показывался 26 марта 1938 года. Прием был восторженный, и спектакль стал одним из самых любимых в киргизском репертуаре».
Последнее обновление ( 28.02.2013 )
 
< Пред.   След. >