С 5 июня 2017 года в зале сектора культуры и искусства Национальной библиотеки Кыргызской Республики им. А. Осмонова представлена выставка «Великий триумфатор», посвященная 135-летию со дня рождения Игоря Федоровича Стравинского (1882-1971) русского композитора и дирижера.
И.Ф. Стравинский родился 5 (17) июня 1882 года в Ораниенбауме (ныне город Ломоносов) близ Санкт — Петербурга в семье известного оперного певца Ф. И. Стравинского. В 1900 г. поступил в Петербургский университет на юридический факультет, одновременно приступив к самостоятельному изучению музыкально-теоретических дисциплин. К серьезной профессиональной учебе в области музыки Стравинский приступил после 1902 года и в течение пяти лет занимался композицией с Николаем Римским-Корсаковым, стихийно пополняя собственные знания в других областях музыкального искусства.
К ранним произведениям И.Ф. Стравинского относятся — соната №1 для фортепиано (1904), симфония ми-бемоль мажор (1907), Фантастическое скерцо и Фейерверк для оркестра (оба — 1908), первые два акта оперы «Соловей» по одноименной сказке Ханса Кристиана Андерсена (1908; третий акт был закончен в 1914 году).
С 1910 года Стравинский жил попеременно в Париже (Франция), Швейцарии, России. С 1914-1920 годах он жил в Швейцарии. В этот период творчества композитор обратился к русскому фольклору, различные пласты которого своеобразно преломились в балетах Стравинского, заказанных С. Дягилевым, прославленным балетным импресарио, готовившим ряд спектаклей русского балета в Париже. По его заказу Стравинский написал одну из самых блестящих своих партитур — балет по русской сказке «Жар-птица» (1910). В следующем году был завершен ещё один балет — «Петрушка», где в живых и достоверных образах воссозданы картины русской масленицы. Музыкальный язык «Жар-птицы» и «Петрушки» ещё сохраняет связь с прежней традицией, но уже в третьем балете — «Весна священная» (1913), действие которого происходит в древней языческой Руси, Стравинский порывает с музыкальной традицией, свободно используя неразрешенные диссонансы и постоянно меняющиеся ритмы невероятной сложности. Премьера «Весны священной», поставленной «Русским балетом» Дягилева в Париже 29 мая 1913 года, сопровождалась бурным выражением негодования со стороны части публики. С тех пор имя Стравинского стало символом ультрасовременных тенденций в музыке. Сюда относятся Концерт для фортепиано с оркестром (1924), балет «Аполлон Мусагет» (1927) и в особенности кантата Симфония псалмов (1930). В этот же период композитор создает балеты «Пульчинелла» (1920) и «Поцелуй феи» (1928, на темы Чайковского). Его Симфония в трех частях (1945) — синтез неоклассицистской манеры и революционного стиля «Весны священной». Наиболее полно художественный аскетизм Стравинского проявился в «Царе Эдипе» (1927), опере-оратории на латинский текст; скупыми техническими средствами композитор достигает необычайного драматизма. В 1951 году Стравинский написал оперу «Похождения повесы» (по серии нравоучительных гравюр Уильяма Хогарта) — сочинение, которое знаменует ещё одну стилистическую линию его творчества: элементы комедии, моралите и мелодрамы сливаются в шутливо-назидательное целое. Возможно, наиболее примечательным этапом творческой эволюции Стравинского (уже перешагнувшего 70-летний рубеж) стало освоение им 12-тоновой (додекафонной) системы композиции, которую использовали Арнольд Шёнберг и Антон Веберн. В этом стиле созданы балет «Агон» (1957) для 12 танцовщиков и духовная кантата на библейский текст «Плач пророка Иеремии» (1958) для солистов, хора и оркестра. Неповторимая манера Стравинского отчетливо проявилась в ритмике, полифонии и тембровой палитре этих додекафонных сочинений.
Умер Стравинский в Нью-Йорке 6 апреля 1971 года. Его влияние на музыку 20 века огромно. Такие шедевры, как «Весна священная», вошли в основной репертуар оркестров многих стран мира.
На выставке представлены книги, справочная литература о жизни и творчестве композитора, а также ноты и грампластинки с его произведениями.
Адрес: г. Бишкек, ул. Ю. Абдрахманова, 208
.НБКР им. А. Осмонова.
Т: 30-46-96.