Кыргызстан, г. Бишкек,
ул. Абдрахманова 208

Методические пособия для библиотекарей

Методические пособия, подготовленные в отделе научно-методической работы в 2020 году
Для улучшения работы общедоступных библиотек регионов в ОНМР НБ КР составляются методические пособия по наиболее актуальным темам, а также по заявкам из регионов.
Ниже дается информация о сборниках:
Сборник «2020 – жылга Республикалык китепкана кызматкерлеринин кесиптик денгээлин жогорулаттуу боюнча материалардар. Материалы в помощь повышению квалификации библиотечных работников Кыргызской Республики за 2020 год». Сост: Д.С.Тагаева, Т.Б.Тараторина; Под ред. Г.К.Байтаковой. – Бишкек, 2020. — 30 с.
2020 год – високосный. Что он сулит?
Выдающиеся женщины — юбиляры 2020 г Кыргызстана.
Приложение 1. Сценарий Нового года в библиотеке.
Приложение 2. Раскраски новогодние для детей…
Приложение 3. Таблицы отчетов по итогам работы общедоступных библиотек.
Сборник «Великая Победа, добытая единством» К 75-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне (Методико – информационное и рекомендательное пособие) Сост.: Д.С.Тагаева, Т.Б.Тараторина; под ред. Г.К. Байтаковой. – Б., 2020.
77 лет со дня опубликования (1943) письма кыргызского народа воинам-кыргызам, сражавшимся с немецко-фашистскими захватчиками.
77 лет назад (1943) Ч. Тулебердиеву было присвоено звание Героя Советского Союза
Все меньше остается живых участников ВОВ. Генерал Самсалиев С.
Последние кадры войны: капитуляция косы Фриш-Нерунг 9 мая 45 г.
Приложение 1. Примерные планы мероприятий к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
Приложение 2 Всероссийский урок Памяти и Славы
Сборник Креативность библиотекаря (Методико – информационное и рекомендательное пособие) Сост.: Д.С.Тагаева, Т.Б.Тараторина; под ред. Г.К. Байтаковой. – Б., 2020.
Содержит обзорную и аналитическую информацию, характеризующую деятельность креативного библиотекаря, а также практику работы. В приложениях даны тесты на креативность и т.д. Использованы фото, предоставленные библиотеками Жалал-Абадской и Иссык-Кульской областей.
Афоризмы
Креативность. Параметры. Показатели
Качество и количество прочитанного становятся одним из важнейших факторов развития креативной личности
Библиотекарь в новых условиях
Факторы креативности библиотечного специалиста
Является ли креативность врожденным качеством или ее развитие зависит от воспитания или обучения?
Как развить или усилить свою креативность?
Опыт работы креативных библиотекарей
Приложение 1. Креативная структура бюллетеня новинок
Приложение 2. Тесты. Опросники креативности
Приложение 3. Как развить в себе креативность
Приложение 4. Десять заповедей работы с идеями:
Приложение 5. Тренинг «Творческий потенциал библиотечных специалистов»
Приложение 6. Креативные идеи оформления библиотечного пространства
Приложение 7. Московские библиотеки начнут оборудовать «умными» полками в 2020 году
Приложение 8. Как развить в себе креативность
Сборник «Основные показатели работы общедоступных библиотек системы Министерства культуры, информации и туризма КР по типам и видам библиотек и по регионам за период с 2010 по 2019 гг. (Таблицы)
Сборник Чтение подростков и библиотека (Методико – рекомендательное пособие) / Сост.: Д.С.Тагаева, Т.Б.Тараторина, Под ред. Г.К. Байтаковой. – Бишкек, 2020. — 24 с.
Информация для библиотекарей в работе с подростками и их родителями.
Кто такие подростки?
Интернет и подростки
Чтение подростков
Книги — друзья и наставники
На что нужно обращать внимание при выборе книги
Интересная книга для подростков — какой она должна быть?
Подростковая литература: особенности жанра
Интересные книги для мальчиков и девочек – подростков
Перечни интересных книг для подростков
Читаем вместе: подростки и их родители
Что сейчас читает молодежь?
Книги для саморазвития
Интересный способ заинтересовать подростка чтением
Сборник «Единая сеть общедоступных библиотек и внестационарных пунктов обслуживания, а также материально-техническое состояние библиотек сети системы Министерства культуры, информации и туризма КР за пять лет (2015 — 2019 гг.)»
Сборник «Показатели работы общедоступных библиотек системы МКИТ КР за период с 2015 по 2019 гг по типам и видам библиотек с 1 по 7»
Сборник «Опыт справочно-библиографической и информационной работы в общедоступных библиотеках Кыргызстана на современном этапе»
Общие понятия
Библиографическое обслуживание.
Оказание библиотечных услуг на основе традиционных и
современных технологий в общедоступных библиотеках Кыргызстана
Справочно-библиографическое обслуживание (СБО)
Информационно — библиотечное обслуживание
(библиографическое информирование)
Справочно-библиографическое обслуживание (СБО) в общедоступных библиотеках Кыргызстана.
Групповое библиографическое информирование
Организация массового информирования
Информационно-массовое обслуживание в общедоступных библиотеках КР
Формирование информационной культуры пользователей
в общедоступных библиотеках Кыргызстана
Методика библиографического информирования пользователей.
Приложение 1 Регистрационная карточка абонента индивидуального информирования №.
Приложение 2 Регистрационная карточка абонента группового информирования № ___.
Приложение 3 Регистрационная карточка Темы информирования
Приложение 4 Анкета Абонента индивидуального информирования
Приложение 5 Анкета Абонента группового информирования.
Приложение 6 Информационно-библиографическая и справочная работа библиотек РФ
Инновационные формы проведения книжных выставок в общедоступной библиотеке (Методико – информационное и рекомендательное пособие) Сост.: Д.С.Тагаева, Т.Б.Тараторина; под ред. Г.К. Байтаковой. – Б., 2020.
Предисловие
Инновации в выставочной работе
Методика подготовки выставки
Алгоритм оформления выставки
Определение целевого и читательского назначения выставки
Примеры инноваций в выставочной работе
Инновации в проведении массовых мероприятий
Приложение 1. Перечень инновационных мероприятий в библиотеках РФ
Приобщение к чтению молодежи в современных социокультурных условиях в общедоступной библиотеке (Информационно – методическое рекомендательное пособие) / Национальная библиотека КР. Отдел научно-методической работы. Сост.:Тагаева Д.С. Тараторина Т.Б. Отв. ред. Байтакова Г.К. . — Бишкек 2020.
Библиотекарь детской библиотеки
Трансформация и стратегии чтения в современных социокультурных условиях
Книга и чтение как важнейшие средства интеграции подростков в социокультурную среду
Цели и виды (стратегии) чтения
Приобщение ребёнка к чтению: ранние этапы
Приобщение к чтению детей старшего дошкольного возраста
Развитие читательских интересов детей и подростков
Приобщение к чтению через знакомство с библиотекой
Посещение библиотеки детьми в индивидуальном порядке
«День открытых дверей»
Библиотекарь в школе
Работа с родителями по привлечению их детей к чтению
Методы и формы привлечения к чтению детей и молодежи
Выставки
Румынская девочка придумала, как приучить молодежь к чтению

Раздел: Повышение квалификации библиотечных работников

Уважаемые коллеги, предлагаем Вашему вниманию информацию по теме: Читаем вместе: Подростки и их родители.

Многие родители, бабушки и дедушки читали вслух книги своим детям-дошкольникам. По мере взросления такая практика уходит в прошлое. Однако чтение вслух ребенку школьного возраста также «облагораживает» свободное время, проведенное с ним.
В процессе чтения вы ведете с ребенком познавательные беседы, в которых раскрывается круг интересов ребенка, его пристрастий и предпочтений.
Родители, которые часто со своими детьми в детстве, имеют более близкие отношения с ними в «трудном» возрасте.
Сделайте совместное чтение своеобразным ритуалом. Это способ лишний раз побыть с ребенком и заняться полезным делом – чтением и обсуждением прочитанного — вместе.
Совместно выбирайте книги, и помните о том, что хорошая книга должна нести в себе поучительный урок или, по крайней мере, иметь захватывающий сюжет, таким образом, вам будет, что обсудить.
Совместное чтение с детьми становится привычкой и для взрослых и для детей. Дети при этом высоко ценят отношение родителей к себе, сближает их с родителями.
Ниже предложены две книги, которые будут интересны и полезны и подросткам, и их родителям. Темы книг актуальны в преддверии 75-летия победы в ВОВ.
Айтматов Ч.Т. Солдатенок. (В сборнике: Чингиз Айтматов Повести и рассказы)
В рассказе Ч.Айтматова, описываются важные события 1941-1945 г.г. На фоне этих событий и рассматриваются глубокие переживания мальчика, неожиданно осознавшего потерю – гибель отца на фронте.
В центре рассказа два главных героя: солдат-артиллерист Токтосун и сын солдата Авалбек. В начале Токтосун предстает перед нами как безымянный герой войны, пришедший с экрана в мирную жизнь горного киргизского села. А затем в мужественном, сильном, храбром артиллеристе Авалбек узнает своего отца, который перестает быть для всех, для мальчика в особенности просто солдатом минувшей войны.
Сюжетная линия «узнавания» связана с моментами наивысшего напряжения повествования, когда все «перевернулось» в душе мальчика, и отношение к войне стало иным: «И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной, и ничего смешного не было в том, как падали люди. Война стала серьезней, тревожней, страшней. И он впервые испытал чувство страха за близкого человека, за того человека, которого ему всегда не хватало».
Рассказ учит беречь в своих сердцах память о тех, кто отдал жизнь во имя мирного неба над головой.

Верейская Е. Н. Три девочки: история одной квартиры.
Трогательная история трёх девочек, переживших блокаду Ленинграда и вынужденных столкнуться с недетскими трудностями, правдиво поведает о настоящей дружбе, мужестве и искренней преданности, о нежданных потерях и приобретениях.
Книга состоит из двух частей.
Первая часть — довоенный Ленинград, большая коммунальная квартира на четверых хозяев. В трех комнатах живут со своими родными девочки-подружки примерно одинакового возраста (11-13 лет).
Вторая часть — блокада Ленинграда, бомбежки, голод, Дорога жизни, эвакуация, возвращение в родной город.
Тема произведения серьезная. Дружба, взаимовыручка, совместное преодоление трудностей, вера в победу — это те киты, что помогли ленинградцам выстоять.
В книге понятным ребёнку языком написано о войне, о том, как тяжело было людям в то время.
Сегодня многим детям нужно объяснять значения некоторых слов (пионер, райком, комсорг), но прочитать эту книгу, добрую, трагическую и героическую, нужно. Здесь ребята найдут ответ на самый главный вопрос: «Что такое дружба?» Это добрая, светлая, душевная, трогательная книга для совместного прочтения взрослыми и детьми.

«Дневник Анны Франк»
Дневник еврейской девочки Анны Франк, которая попала в концлагерь в Амстердаме. Она описывала в своих тетрадях все ужасы войны и того, что довелось пережить ей самой до момента, кода трагически оборвалась ее жизнь. «Дневник Анны Франк» стал не только бестселлером, но и напоминанием всему человечеству о ценности мира между странами.