Кыргызстан, г. Бишкек,
ул. Абдрахманова 208

Методическая поддержка

Методическая поддержка библиотекаря

1. Вопрос: Что такое оцифровка библиотечного фонда?
Ответ: Оцифрование материалов (оцифровка) материалов библиотечного фонда представляет собой создание цифровой копии или версии документа для сохранения библиотечного фонда путем получения цифрового изображения посредством преобразования визуальной информации в цифровую форму (в электронный файл или совокупность файлов), которую могут использовать компьютеры. В результате цифровой контент (полезная информация) можно легко просматривать, индексировать, располагать в нужном порядке и т. д., можно также соединить с др. контентом, локально или глобально через Интернет. Возможна оцифровка аудиозаписей.
Оцифрованный документ представляет собой документ, полученный в результате перевода бумажных или аудиовизуальных документов в цифровую форму, предназначенную для сохранности культурных, образовательных, научных ресурсов, представляющих собой духовное национальное достояние.
Оцифровка изданий представляет собой процесс перевода бумажных книг в электронный (цифровой) вид.
Работа библиотек по переводу фондов в цифровой формат является одной из долгосрочных стратегических задач библиотек всех уровней.
Необходимость данной деятельности обусловлена задачей перехода библиотек на предоставление государственных услуг в электронном виде:
• доступ к оцифрованным изданиям, хранящимся в библиотеках, в том числе к фонду редких книг, с учетом соблюдения требований законодательства КР об авторских и смежных правах;
• доступ к справочно — поисковому аппарату библиотек и базам данных.

2. Вопрос: Какие документы библиотечных фондов оцифровывают?
Ответ: Приоритетными документами для оцифровки являются:
• книги, изданные, в ХIХ – начале ХХ вв, представляющие интерес для историков, фольклористов, языковедов, краеведов, а также ученых других направлений науки;
• издания до 1945 года;
• рукописные материалы;
• малораспространенные, ветхие издания краеведческого характера
• ограниченного доступа;
• местные периодические издания района с первого года выхода в свет;
• местные издания повышенного спроса;
• электронные копии, создаваемые по запросам пользователей
• произведения местных авторов (при этом обязательно получить письменное разрешение автора, путем заключения договора на передачу неисключительных прав на произведения);
• книги из краеведческих музеев и личных коллекций, имеющих отношение к данному региону.
• книги, изданные малыми тиражами и способами особой печати (литографским и стеклографированным и т. п.)
Каждый документ необходимо обязательно проверять на наличие электронной копии на сайте центральной библиотеки региона.
Если есть информация о наличии цифровой копии документа, он не сканируется.
Отбор документов для оцифровки осуществляется путем работы со сводным электронным библиотечным каталогом региона и непосредственно с самим фондом библиотеки.

3. Вопрос: Что дает оцифровки фондов библиотек для читателей и самих библиотек?
Ответ: Создание цифровых электронных копий документов библиотечного фонда предоставляет следующие преимущества:
• уменьшается износ оригиналов, т.к. оцифровка производится один раз и в дальнейшем пользователям предоставляются цифровые копии. Становится возможным доступ пользователей к тем объектам хранения, оригиналы которых находятся в неудовлетворительном состоянии и не выдаются по запросам;
• при условии соблюдения несложных контрольно — профилактических мер цифровая копия обладает неограниченным сроком хранения;
• при утрате оригинала возможно его воссоздание полиграфическим способом;
• возможность распознавания образов (в т.ч. и текста) в цифровых копиях позволяет применять развитые процедуры поиска и группировки, что выводит предоставляемые пользователям услуги на качественно новый уровень.
• обработка запроса на электронную копию занимает значительно меньше времени, чем на оригинал, что позволяет быстрее обслуживать пользователей библиотеки (например, выдача на экран может быть осуществлена в течение нескольких секунд). В то же время, пользуясь электронными копиями пользователь может за одно и то же время получить значительно больше информации, чем при использовании оригиналов;
• цифровые копии можно использовать для распространения информации о коллекциях и в рекламно-коммерческой деятельности библиотеки (создание иллюстрированных каталогов на электронно-оптических носителях, представление коллекций в виде уменьшенных копий изображений на Web-сервере, предоставление файлов издательствам для выпуска печатной продукции и т.п.)
• цифровые копии позволяют расширить возможности межбиблиотечного обмена.

Раздел: Методическое обеспечение оказания библиотечных услуг
Библиотечная услуга представляет собой:
1.Конкретный результат библиотечного обслуживания, удовлетворяющий определенную потребность пользователя библиотеки (выдачу и абонирование документов, предоставление информации о новых поступлениях, справки, выставки, консультации, массовые мероприятия и пр.).
2.Деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе непосредственного взаимодействия библиотекаря и пользователя, а также собственной деятельности библиотекаря по удовлетворению потребностей (культурных, информационных, образовательных, досуговых) пользователя библиотеки.
3.Библиотечная услуга трактуется также «как совокупный конечный результат библиотечной деятельности (полезный эффект библиотечного труда), удовлетворяющий документально-коммуникационные потребности общества и личности, включающий в себя в качестве необходимого условия потребления форму ее предоставления абонентам».
Методическое обеспечение оказания библиотечных услуг проводится в рамках Курсов повышения квалификации библиотечных работников (Лицензия МоиН КР за № LE160003036) путем подготовки и рассылки по регионам информационных писем, методических писем и методических рекомендаций

Перечень информационных писем 2020 года:

ИП № 71 (100) В Анкаре открылся памятник Чынгызу Айтматову
ИП № 1 (2020) О работе КПК
ИП № 2 (2020) 2020 год объявлен Годом цифровизации и….
ИП № 3 (2020) Сохраним общую память. О героях ВОВ
ИП № 4 (2020) Перекрестный год Кыргызстана и России
ИП № 5 (2020) Подвиг узбекских солдат в немецком плену, о котором никто не знал
ИП № 6 (2020) Памятники воинам ВОВ
ИП № 7 (2020) Перекрестный год РФ и КР День России
ИП № 8 (2020) О «параде» пленных фашистов
в 1944 году в Москве и Киеве
ИП № 9 (2020) К 100 – летию со дня рождения академика Балтабаева Мукаша Руставлетовича

Перечень методических писем 2020 года:
МП № 18 (2019) Таблицы №№ 1,2, 3, 4,5 по итогам работы библиотек в 2019 году
МП № 19 (2020) Опыт методической работы областной и центральных библиотек Иссык-Кульской области
МП № 20 (2020) О численности и нормативах библиотекарей в общедоступной библиотеке. Нормы РБА РФ, Модельного стандарта РФ и нормативы КР.
МП №21 (2020) Примерные планы мероприятий к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
МП № 22 (2020) Польша в ВОВ
МП № 23 (2020) Респ. семинар с Чуй и Нарынской обл
МП № 24(2020) Библиотеки Кыргызстана приглашены к участию в новые проекты в рамках ШОС К перекрестному году КР и РФ
МП № 25 (2020) Материалы к проведению мероприятий в библиотеках (Опыт библиотек РФ и РК)
МП № 26 (2020) Работа библиотеки по списанию документов библиотечного фонда
МП № 27 (2020) Как повысить уровень мотивации семейного чтения
МП №28 (2020) Мотивация школьников к чтению как результат взаимодействия педагогов, библиотекарей и родителей
МП № 29 (2020) Опыт работы инновационных библиотек Кыргызской Республики
МП №30 (2020) Новые формы и методы работы общедоступных библиотек в условиях пандемии
МП №31 (2020) Справочно-библиографическое обслуживание (Методика работы с библиографическими справками)

Перечень методических рекомендаций
для проведения семинарских занятий в регионах по дистанционной системе 2020 года:

МР № 1 (2020) Креативность в библиотечной работе
МР № 2 (2020) Креативность библиотекаря
МР № 3 (2020) Креативность Опыт работы
МР № 4 (2020) Креативность Тренинги
МР № 5 (2020) Опыт справочно-библиографической и информационной работы в общедоступных библиотеках Кыргызстана. Общие понятия (теоретический материал)
МР № 6 (2020) Методические рекомендации № 6 (2020) (прод. МР № 5) Справочно-библиографическое обслуживание (СБО)
МР № 7 (2020) Методические рекомендации № 7 (2020) (прод. МР №5,6) Информационно — библиотечное обслуживание (библиографическое информирование)
МР № 8 (2020) Методические рекомендации № 8 (2020) (прод. МР №5,6,7) Организация массового информирования
МР № 9 (2020) Методические рекомендации № 9 (2020) (прод. МР №5,6,7,8) Формирование информационной культуры пользователей в общедоступных библиотеках КР
МР № 10 (2020) Книжные выставки как инновационная форма работы библиотеки
МР № 11 (2020) Инновации в проведении массовых мероприятий в библиотеке
МР № 12 (2020) Опыт проведения инновационных мероприятий
в библиотеках РФ
МР № 13 (2020) Опыт проведения инновационных мероприятий
в библиотеках Чуйской области КР и Беларуси
МР № 14 (2020) Новые идеи в детской библиотеке (Опыт РФ)
МР № 15 (2020) Приобщение к чтению в современных социокультурных условиях
МР № 16 (2020) Приобщение ребёнка к чтению: ранние этапы
МР № 17 (2020) Приобщение к чтению через знакомство с библиотекой
МР № 18 (2020) Методы и формы привлечения к чтению детей и молодежи
МР № 19 (2020) Читатель с колыбели: из опыта работы Курской областной библиотеки для детей и юношества по приобщению к чтению детей раннего возраста и их родителей