Кыргызстан, г. Бишкек,
ул. Абдрахманова 208

230 — летия со дня рождения А. А. Алябьева

16 Авг 2017
С 15 августа 2017 года в зале сектора искусства и культуры представлена книжно – иллюстративная выставка « О ком вздыхает лира? Кому… ты посвятил напев?» — к 230 — летию со дня рождения Александра Александровича Алябьева (1787 – 1851), русского композитора, пианиста, дирижёра.
Алекса́ндр Алекса́ндрович Аля́бьев родился (4) 15 августа 1787 года в семействе дворян в Тобольске (в семье вице-губернатора Александра Васильевича Алябьева).
А.А.Алябьев русский композитор, основоположник национального лирического романса, музыкальной пушкинианы, камерно-инструментальной музыки, предвестник многих достижений русской композиторской школы. Наибольшую популярность приобрел как автор вокальных произведений. Он написал около 200 романсов, 6 опер, 20 музыкальных комедий, множество других музыкальных произведений. Среди лучших произведений Алябьева – романсы «Соловей» (1826) на слова А. А. Дельвига, «Зимняя дорога», «Два ворона» на стихи Пушкина, «Вечерний звон» на слова И. Козлова, «Нищая» на стихи П. Беранже в переводе Дмитрия Ленского. Напевность, мелодичность стихотворений Вельтмана привлекала многих композиторов, в том числе одного из основоположников русской вокальной лирики. Кроме «Песни разбойников» им написана музыка на песни («Что-то ты, моя желанная…», «Кто это вдали…») из драмы Вельтмана «Ратибор Холмоградский» и популярный романс «Не для меня придет весна…». На его же стихи композитором созданы романсы «Тайная скорбь (Туманен образ твой…)», посвященный сестре Алябьева, Н.А. Исленьевой, и «Тайна» из цикла «Шесть романсов», посвященного будущей жене композитора, Е.А. Офросимовой (урожденной Римской-Корсаковой). Выбор последнего стихотворения явно не случаен: первые и последние слова каждой строфы его составляют фразу «Я вас люблю».
В последние годы своей жизни (1830-40-е гг.) Алябьев имел возможность бывать в Москве. Близкое общение с Вельтманом способствовало более активному творческому сотрудничеству поэта и композитора, уже не ограниченному лишь вокальной лирикой. Они работают над созданием опер «Волшебная ночь» по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь» и «Аммалат-бек» по повести А. Бестужева-Марлинского. Написанное Вельтманом либретто «Волшебной ночи» было опубликовано в альманахе «Литературный вечер» (1844), но постановка оперы так и не была осуществлена. Из музыкальных номеров сохранились лишь отдельные сцены двух первых действий. Не увидела сцены и последняя опера Алябьева «Аммалат-бек», партитура которой, к сожалению, утеряна. С большим успехом отрывки из нее (увертюра, вокальное трио и заключительный хор) были исполнены в 1847 г. Позднее на то же либретто Вельтмана «Аммалат-бек» написал музыку Н.Я. Афанасьев и премьера его оперы состоялась в 1870 г.
Умер композитор в Москве 22 февраля 1851 года, похоронен в Симоновом монастыре в усыпальнице Алябьевых.
На выставке представлены книги, справочная литература о жизни и творчестве композитора.