Кыргызстан, г. Бишкек,
ул. Абдрахманова 208

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ г.Бишкек, от 16 ноября 1998 года N 145 О библиотечном деле

08 Апр 2014
Настоящий Закон является правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Кыргызской Республике. Он устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.

Настоящий Закон регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами международного права.

Глава 1
Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие понятия:

библиотека — информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации;

общедоступная библиотека — библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондом и услугами юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и гражданам без ограничений по уровню образования, специальности, отношению к религии;

библиотечное дело — отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек;

документ — материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования;

пользователь библиотеки — физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки;

централизованная библиотечная система — добровольное объединение библиотек в структурно-целостное образование.

Статья 2. Законодательство Кыргызской Республики о библиотечном деле

Законодательство Кыргызской Республики о библиотечном деле включает Закон Кыргызской Республики "О культуре", настоящий Закон, принимаемые в соответствии с ним иные нормативные правовые акты Кыргызской Республики в области библиотечного дела.

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на библиотеки, финансируемые полностью или частично за счет средств республиканского бюджета и средств местных бюджетов, а в части регулирования вопросов сохранения и использования библиотечных фондов как части историко-культурного наследия — на все библиотеки независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Статья 4. Основные виды библиотек

Библиотеки могут быть учреждены органами государственной власти всех уровней, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

В соответствии с порядком учреждения и формами собственности выделяются следующие основные виды библиотек:

государственные библиотеки, учрежденные органами государственной власти, в том числе:

— республиканские библиотеки;

— библиотеки министерств и иных Органов исполнительной власти;

областные, городские, районные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления;

библиотеки Национальной академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, учреждений образования;

библиотеки предприятий, учреждений, организаций;

библиотеки общественных объединений;

частные библиотеки;

библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями в соответствии с международными договорами Кыргызской Республики.

Глава 2
Права граждан в области библиотечного дела

Статья 5. Право на библиотечное обслуживание

Каждый гражданин независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание на территории Кыргызской Республики.

Право граждан на библиотечное обслуживание обеспечивается:

— созданием государственной, областной, городской, районной сети общедоступных библиотек, бесплатно осуществляющих основные виды библиотечного обслуживания;

— многообразием видов библиотек, государственным регулированием создания юридическими и физическими лицами библиотек независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, специализации и масштабов деятельности.

Права граждан в области библиотечного обслуживания приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных объединений, религиозных и других организаций.

Статья 6. Право на библиотечную деятельность

Любое юридическое или физическое лицо имеет право на создание библиотеки на территории Кыргызской Республики в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Граждане имеют право принимать участие в деятельности попечительских, читательских советов или иных объединений читателей, создаваемых по согласованию с руководителями библиотек или их учредителями.

Работники библиотек имеют право создавать общественные объединения в целях содействия развитию библиотечного обслуживания, профессиональной консолидации, защиты своих социальных и профессиональных прав.

Граждане, имеющие в частной собственности собрания документов, которые включают особо значимые издания и коллекции, отнесенные к объектам историке-культурного наследия, имеют право на поддержку со стороны государства для обеспечения их сохранности при условии регистрации этих собраний в качестве объектов историко-культурного наследия в соответствующем республиканском органе исполнительной власти, областном, городском, районном органе исполнительной власти или органе местного самоуправления.

Статья 7. Права пользователей библиотек

Все пользователи библиотек имеют право доступа в библиотеки и право свободного выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами.

Порядок доступа к фондам библиотек, перечень основных услуг и условия их предоставления библиотеками устанавливаются в соответствии с уставами библиотек, законодательством об охране государственной тайны и законодательством об охране и использовании историко-культурного наследия.

Пользователь библиотеки имеет право бесплатно получать в любой библиотеке информацию о наличии в библиотечных фондах конкретного документа.

В общедоступных библиотеках граждане имеют право:

стать пользователями библиотек по предъявлении документов, удостоверяющих их личность;

бесплатно получать полную информацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;

бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

бесплатно получать во временное пользование любой документ из библиотечных фондов;

получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу из других библиотек;

пользоваться другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых определяется правилами пользования библиотекой.

В государственных и областных, городских, районных библиотеках пользователи библиотек имеют право на обслуживание и получение документов на кыргызском и русском языках.

Пользователь библиотеки может обжаловать в суд действия должностного лица библиотеки, ущемляющие его права.

См. Правила пользования Государственной патентной и научно-технической библиотекой Государственного агентства интеллектуальной собственности при Правительстве Кыргызской Республики (утверждены постановлением Кыргызпатента КР от 6 июля 1999 года N 4)

Статья 8. Права особых групп пользователей библиотек

Граждане — представители национальных меньшинств имеют право на получение документов на родном языке через систему государственных библиотек.

Слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках.

Пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста и физических недостатков, имеют право получать документы из фондов общедоступных библиотек через заочные или внестационарные формы обслуживания, обеспечиваемые финансированием за счет средств соответствующих бюджетов и средств государственных программ.

Пользователи библиотек детского и юношеского возраста имеют право на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских и юношеских библиотеках, а также в библиотеках учреждений образования в соответствии с их уставами.

Статья 9. Ответственность пользователей библиотек

Пользователи библиотек обязаны соблюдать правила пользования библиотеками.

Пользователи библиотек, нарушившие правила пользования библиотеками и причинившие библиотекам ущерб, компенсируют его в размере, установленном правилами пользования библиотеками, а также несут иную ответственность в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Статья 10. Учредитель библиотеки

Учредитель библиотеки финансирует ее деятельность и осуществляет контроль за этой деятельностью в соответствии с действующим законодательством, а также назначает на должность руководителя библиотеки. Учредитель библиотеки не вправе вмешиваться в творческую деятельность библиотеки, за исключением случаев, предусмотренных ее уставом и действующим законодательством.

Глава 3
Обязанности и права библиотек

Статья 11. Статус библиотек

Государственные и областные, городские, районные библиотеки, централизованные библиотечные системы получают статус юридического лица с момента их регистрации в порядке, установленном действующим законодательством.

Статус других библиотек определяется их учредителями.

Статья 12. Обязанности библиотек

В своей деятельности библиотеки обеспечивают реализацию прав граждан, установленных настоящим Законом. Библиотеки обслуживают пользователей библиотек в соответствии со своими уставами, правилами пользования библиотеками и действующим законодательством.

Не допускаются государственная или иная цензура, ограничивающая право пользователей библиотек на свободный доступ к библиотечным фондам, а также использование сведений о пользователях библиотек, читательских запросах, за исключением случаев, когда эти сведения используются для научных целей и организации библиотечного обслуживания.

Библиотеки, находящиеся на полном или частичном бюджетном финансировании, должны в своей деятельности отражать сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие.

Библиотеки (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), которые имеют в своих фондах особо значимые издания и коллекции, отнесенные к объектам историко-культурного наследия, обеспечивают их сохранность и несут ответственность за их своевременный учет в сводных каталогах, за регистрацию их как части историко-культурного наследия, а также за их включение в автоматизированные базы данных в рамках государственных программ сохранения и развития культуры.

Библиотеки обязаны отчитываться перед их учредителями и органами государственной статистики в порядке, предусмотренном действующим законодательством и учредительными документами библиотек.

Статья 13. Права библиотек

Библиотеки имеют право:

самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в их уставах;

утверждать по согласованию с учредителями правила пользования библиотеками;

определять сумму залога при предоставлении редких и ценных изданий, а также в других случаях, определенных правилами пользования библиотеками;

определять в соответствии с правилами пользования библиотеками виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотек;

осуществлять хозяйственную деятельность в целях расширения перечня предоставляемых пользователям библиотек услуг и социально-творческого развития библиотек при условии, что это не наносит ущерба их основной деятельности;

определять условия использования библиотечных фондов на основе договоров с юридическими и физическими лицами;

образовывать в порядке, установленном действующим законодательством, библиотечные объединения;

участвовать на конкурсной или иной основе в реализации государственных и региональных программ развития библиотечного дела;

осуществлять в установленном порядке сотрудничество с библиотеками и иными учреждениями и организациями иностранных государств, в том числе вести международный книгообмен, вступать в установленном порядке в международные организации, участвовать в реализации международных библиотечных и иных программ;

самостоятельно определять источники комплектования своих фондов;

изымать и реализовывать документы из своих фондов в соответствии с порядком исключения документов, согласованным с учредителями библиотек в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. При этом библиотеки независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности не имеют права списывать и реализовывать документы, отнесенные к объектам историко-культурного наследия, режим хранения и использования которых определяется в соответствии с действующим законодательством;

совершать иные действия, не противоречащие действующему законодательству.

Библиотеки имеют преимущественное право на приобретение документов, выпускаемых по государственным программам книгоиздания, и первоочередное приобретение документов ликвидируемых библиотек.

Глава 4
Обязанности государства в области библиотечного дела

Статья 14. Государственная политика в области библиотечного дела

В основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками.

Государство выступает гарантом прав, предусмотренных настоящим Законом, и не вмешивается в профессиональную деятельность библиотек, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

Государство поддерживает развитие библиотечного дела путем финансирования, проведения соответствующей налоговой, кредитной и ценовой политики.

Правительство Кыргызской Республики разрабатывает в установленном порядке государственные программы развития библиотечного дела, а также программы, являющиеся составной частью государственных программ сохранения и развития культуры в Кыргызской Республике. Органы исполнительной власти организуют координацию межрегиональных и межведомственных связей по библиотечному обслуживанию, в том числе в целях информатизации общества.

Государство поддерживает развитие библиотечного обслуживания наименее социально и экономически защищенных слоев и групп населения (детей, юношества, инвалидов, пенсионеров, беженцев, безработных, жителей сельской местности, жителей высокогорья и приравненных к ним местностей).

Органы государственной власти могут стимулировать путем материальной поддержки библиотеки негосударственных форм собственности, организующие бесплатное общедоступное обслуживание населения.

Статья 15. Обязанности государства по развитию библиотечного дела

Республиканские органы государственной власти обеспечивают:

регистрацию и контроль за соблюдением особого режима хранения и использования библиотечных фондов, отнесенных к объектам историко-культурного наследия;

создание и финансирование Национальной и других республиканских библиотек, управление этими библиотеками;

определение принципов государственной политики в области подготовки и переподготовки библиотечных кадров, занятости, оплаты труда, а также установление социальных гарантий и льгот для работников библиотек;

создание и финансирование учреждений образования республиканского подчинения, осуществляющих подготовку и переподготовку библиотечных кадров, управление этими учреждениями образования;

содействие научным исследованиям и методическому обеспечению в области библиотечного дела, а также их финансирование;

установление государственных библиотечных стандартов и нормативов, организацию системы информационного обеспечения библиотечного дела;

организацию государственного статистического учета библиотек.

Органы местного самоуправления обеспечивают:

гарантированное финансирование комплектования и обеспечения сохранности фондов государственных и областных, городских, районных библиотек;

реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание.

Республиканские органы государственной власти, областные, городские, районные органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе принимать решения и осуществлять действия, которые влекут ухудшение материально-технического обеспечения действующих библиотек, находящихся на бюджетном финансировании, их перевод в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания.

Решения указанных органов, а также действия их должностных лиц, ущемляющие законные интересы библиотек и их пользователей, могут быть обжалованы в судебном порядке.

Глава 5
Особые условия охраны и использования историко-культурного наследия в области библиотечного дела

Статья 16. Библиотечные фонды как объекты историко-культурного наследия

Библиотечные фонды, комплектуемые на основе системы обязательного экземпляра документов, а также содержащие особо ценные и редкие документы, являются историко-культурным наследием и могут объявляться объектами историко-культурного наследия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Библиотечные фонды, отнесенные к объектам историко-культурного наследия, находятся на особом режиме охраны, хранения и использования в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

В случае, если библиотека не обеспечивает необходимые условия для сохранности и доступности фонда, отнесенного к объектам историко-культурного наследия, этот фонд может быть изъят и передан в состав другой библиотеки решением собственника фонда по представлению специально уполномоченного государственного органа по охране и использованию историко-культурного наследия.

Ликвидация библиотек, фонды которых зарегистрированы в качестве объектов историко-культурного наследия, может производиться собственниками библиотек только с разрешения специально уполномоченного государственного органа по охране и использованию историко-культурного наследия с обеспечением последующей сохранности и использования указанных фондов.

Статья 17. Библиотеки как часть историко-культурного наследия

Библиотеки, отнесенные в установленном порядке к объектам историко-культурного наследия, включаются в перечень объектов историко-культурного наследия и находятся на особом режиме охраны и использования в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 18. Национальная библиотека Кыргызской Республики

Национальная библиотека Кыргызской Республики удовлетворяет универсальные информационные потребности общества, организует библиотечную, библиографическую и научно-информационную деятельность в интересах всех народов Кыргызской Республики, развития отечественной и мировой культуры, науки, образования.

Национальная библиотека Кыргызской Республики выполняет следующие основные функции:

формирует, хранит и предоставляет пользователям библиотеки наиболее полное собрание отечественных документов, научно значимых зарубежных документов;

организует и ведет библиографический учет всех документов о Кыргызской Республике, выходящих на территории республики и за ее пределами;

участвует в библиографическом учете национальной печати, является научно-исследовательским учреждением по библиотековедению, библиографоведению и книговедению, методическим, научно-информационным и культурным центром государственного значения; участвует в разработке и реализации государственной политики в области библиотечного дела.

Национальная библиотека Кыргызской Республики действует на основе настоящего Закона и положения о ней, утверждаемого Правительством Кыргызской Республики.

Национальная библиотека Кыргызской Республики относится к особо ценным объектам историко-культурного наследия и является исключительно государственной собственностью. Изменение формы собственности Национальной библиотеки Кыргызской Республики, ее ликвидация либо перепрофилирование не допускаются; целостность и неотчуждаемость ее фондов гарантируются.

Здания, сооружения и другое имущество Национальной библиотеки Кыргызской Республики находятся в ее оперативном управлении; занимаемые ею земельные участки — в ее бессрочном и безвозмездном пользовании.

Глава 6
Организация взаимодействия библиоте
к

Статья 19. Участие государства в обеспечении координации и кооперации библиотечного обслуживания

Для более полного удовлетворения потребностей пользователей библиотек в информации, рационального использования фондов библиотек государство стимулирует взаимоиспользование их ресурсов. С этой целью органы государственной власти финансируют деятельность государственных библиотек, в том числе, выполняющих функции центральных, по созданию условий для взаимоиспользования их ресурсов (межбиблиотечного абонемента, сводных каталогов, автоматизированных баз данных, депозитариев).

Статья 20. Центральные библиотеки

Областные, городские и районные органы государственной власти и органы местного самоуправления могут присваивать ведущей универсальной библиотеке статус центральной библиотеки, функции которой выполняют:

в области — областная библиотека;

в городе — центральная городская библиотека;

в районе — центральная районная библиотека.

Центральная библиотека обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотеки наиболее универсальное собрание документов в пределах обслуживаемой территории, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов и оказывать методическую помощь библиотекам.

Областные, городские и районные органы государственной власти и органы местного самоуправления могут учреждать специальные центральные библиотеки по отраслевому принципу и по обслуживанию особых групп пользователей библиотек (детского и юношеского возраста, слепых и слабовидящих и других).

Функции центральных библиотек могут распределяться в установленном порядке между несколькими библиотеками. В этом случае они финансируются из бюджета в соответствии с объемом их деятельности.

Центральные библиотеки могут учреждаться также министерствами и иными органами исполнительной власти.

Статья 21. Взаимодействие библиотек с органами научно-технической информации и архивами

В целях обеспечения рационального использования государственных информационных ресурсов библиотеки взаимодействуют с органами научно-технической информации, архивами, другими предприятиями, учреждениями, организациями, которые имеют информационные банки данных разных уровней. Порядок взаимодействия определяется действующим законодательством, государственными программами, а также договорами, заключенными между библиотеками и этими учреждениями и организациями.

Глава 7
Экономическое регулирование в области библиотечного дела

Статья 22. Порядок создания библиотек

На территории Кыргызской Республики создаются и действуют библиотеки различных форм собственности в порядке, установленном действующим законодательством Кыргызской Республики и настоящим Законом.

Библиотека считается учрежденной и приобретает права юридического лица со дня ее регистрации в порядке, установленном действующим законодательством. Библиотеки, не обладающие правами юридического лица, в случае придания им статуса юридического лица проходят соответствующую регистрацию в порядке, установленном действующим законодательством.

Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

Учредителями библиотек могут быть собственники имущества либо уполномоченные ими физические или юридические лица, а также органы культуры.

Учредитель библиотеки утверждает ее устав, принимает на себя обязательства по ее финансированию и материально-техническому обеспечению. В уставе библиотеки должны быть закреплены ее юридический статус, источники финансирования, основные задачи деятельности библиотеки, условия ее доступности, имущественные отношения между библиотекой и ее учредителем, порядок управления библиотекой.

Имущественные и финансовые отношения между библиотекой и ее учредителем регулируются действующим законодательством и учредительными документами.

Статья 23. Реорганизация и ликвидация библиотек

Библиотека может быть реорганизована или ликвидирована по решению ее собственника или учредителя, а также, в случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

Орган, принявший решение о ликвидации библиотеки, в обязательном порядке в письменной форме сообщает об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, создает ликвидационную комиссию из представителей учредителя, профессиональных объединений, и трудового коллектива библиотеки и публикует в местной печати уведомление о решении не позднее, чем за два месяца до намеченного срока ликвидации.

При ликвидации библиотеки преимущественным правом приобретения ее библиотечного фонда обладают органы государственной власти всех уровней, органы местного самоуправления и библиотеки соответствующего профиля.

Реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) библиотеки может происходить в порядке, установленном действующим законодательством, как по инициативе учредителя библиотеки, так и по инициативе библиотеки при согласии всех сторон.

Запрещаются разгосударствление, приватизация государственных областных, городских, районных библиотек, включая помещения и здания, в которых они расположены.

Неправомерное решение о ликвидации государственных библиотек может быть обжаловано гражданами, общественными объединениями либо попечительскими (читательскими) советами в судебном порядке.

Статья 24. Имущество библиотеки

Библиотека на правах оперативного управления владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ней имуществом в пределах, установленных законодательством Кыргызской Республики.

Государственные областные, городские, районные и другие общедоступные библиотеки имеют право на выделение им в безвозмездное пользование земельных участков и производственных помещений для улучшения библиотечного обслуживания населения.

Порядок использования финансовых средств библиотеки регламентируется ее уставом.

Статья 25. Фонды развития библиотек

В целях содействия материальному обеспечению деятельности библиотек всех форм собственности могут создаваться государственные и негосударственные фонды развития библиотек. Источником их формирования являются взносы учредителей этих фондов, поступления от предприятий, учреждений, организаций, благотворительные взносы граждан и общественных объединений, доходы от проведения специальных лотерей, аукционов и других коммерческих мероприятий.

Средства указанных фондов используются в целях финансирования программ развития библиотечного дела, координации и кооперации деятельности библиотек, на финансирование иных мероприятий в порядке, предусмотренном уставами этих фондов, утверждаемыми их учредителями. Средства фондов развития библиотек могут использоваться в целях стимулирования деятельности любых библиотек независимо от их форм собственности.

Статья 26. Трудовые отношения работников библиотек

Трудовые отношения работников библиотек регулируются Трудовым кодексом Кыргызской Республики.

Работники государственных библиотек подлежат периодической аттестации, порядок которой устанавливается Правительством Кыргызской Республики.

Размер оплаты труда руководителей Национальной библиотеки Кыргызской Республики приравнивается к оплате труда специалиста высшей категории государственных служащих. Оплата труда заведующих отделами Национальной библиотеки Кыргызской Республики приравнивается к должности специалиста I категории государственных служащих.

Глава 8
Заключительные положения

Статья 27. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня опубликования.

Опубликован в газете "Эркин-Тоо" от 25 ноября 1998 годаN 185-186

Правительству Кыргызской Республики:

— привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

— подготовить и внести в установленном порядке предложения о внесении изменений и дополнений в законодательство Кыргызской Республики в связи с принятием настоящего Закона;

— принять нормативные правовые акты в области библиотечного дела, обеспечивающие реализацию настоящего Закона.

Президент Кыргызской Республики

А.Акаев

Принят Законодательный собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

21 октября 1998 года